Прочитай текст. Выполни задания.
Кто
без крыльев летает?
Разве бывают такие летуны? Оказывается, бывают, и немало
их. Кто бродил по нашим лесам, наверно, видел
белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево повыше, растопыривает лапки: между
лапками «парус» натянут – складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной
высоты. Но не разбивается,
а скользит по воздуху на кожистом парашюте. Чем выше старт, тем дальше будет
финиш. Стартуя с верхушки большой сосны, белка-летяга может пролететь пятьдесят
метров. В конце пути зверек летит со скоростью
поезда. Кажется, вот-вот заденет он за дерево и разобьется. Но «пилот»
вытягивает вперед задние лапки, становится в воздухе почти вертикально и резко
тормозит, «приземляется» на стволе дерева – острые коготки цепляются за кору.
Кто еще летает без крыльев? О летучих
рыбах слышали? Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в
воздухе на широких грудных плавниках.
Есть и лягушки-«пилоты». Водятся они в Индонезии. На
каждой лапке у лягушки по парашюту: пальцы у нее
длинные, перепонки между ними широкие, много шире, чем у других лягушек. На
этих перепонках лягушка и летает. Правда, лишь сверху вниз, но все-таки летает.
Пролетает метров двадцать – в сто раз больше, чем может прыгнуть
обычная лягушка.
По соседству с лягушкой-парашютистом в лесах Явы*
парит между деревьями летающий дракон. Ящерица такая: пять-шесть ребер у нее,
будто на шарнирах, могут раздвигаться в стороны, растягивая кожу, – планер**
готов к полету! Ящерица благополучно приземлилась, крылья «автоматически»
складываются.
Змея-«пилот» живет тоже в Южной Азии на тропических
деревьях. Змея прыгает с дерева, иногда и с двадцатиметрового,
и, пролетев косо вниз, мягко приземляется. Перед стартом она вытягивается, как
палка, сильно растопыривает ребра. Кожа, натянутая между ними, превращается в
небольшой «парашют».
*Ява – остров в Малайском архипелаге, в группе Больших
Зондских островов; главный экономический район Индонезии.
**Планер (франц. planeur, от planer – парить) –
безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под
действием собственного веса.
При выполнении заданий не забывай
пользоваться прочитанным текстом.
1. К
какому жанру относится это произведение? Обведи правильный ответ.
а) Сказка;
б) научно-познавательный рассказ;
в) фантастический рассказ;
г) инструкция.
2. Найди
в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Какое животное можно
встретить в лесах Явы?». Спиши его.
Подчеркни грамматическую основу этого
предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены предложения.
3. Почему
многие слова в этом тексте написаны в кавычках?
4. Что
означает слово парит?
Какие особенности строения тела помогают
животным «летать»? Соедини линиями животное и его «приспособление». Обрати внимание: среди «приспособлений» есть одно лишнее.
а)
лягушка-«пилот»
|
|
плавники
|
б)
летучие рыбы
|
|
складка кожи между лапками
|
в)
змея-«пилот»
|
|
перепонки между пальцами
|
г)
белка-летяга
|
|
складка кожи между ребрами
|
д) летающий
дракон
|
|
крылья
|
5. В каждом абзаце рассказывается о каком-то
животном. Например, в первом абзаце упоминается белка. Соответствующая ей
буква г) уже записана в Таблице.
буква г) уже записана в Таблице.
Запиши пункты а)–д) в
нужной последовательности.
Таблица
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
г)
|
|
|
|
|
6. В тексте тебе встретились однокоренные
слова:
летяга, летун,
летает, полет, летучие, пролететь.
Подчеркни слово, которое является
проверочным для всех остальных. Выдели орфограммы в остальных словах. Выдели
часть слова, в которой находится орфограмма.
7. Разбери
по составу слово кожистом. Отметь, в какой группе все слова имеют такой
же состав:
выходной,
переменка, подружка
переход,
молчит, раскаты
холодок,
морской, тигрята
8. Дополни условие задачи данными из текста и реши ее.
Лягушка-«пилот»
может пролететь 20 метров, а белка-летяга – ... метров. Кто
пролетит большее
расстояние и на сколько?
Решение: ____________
Ответ: ____________
9. Ты
прочитал, что лягушка-«пилот» может пролететь 20 метров. Вырази это число в сантиметрах.
20 м = см
Вычисли длину прыжка обычной лягушки,
используя данные текста.
Решение: ____________
Ответ: ____________
10. Соотнеси
название и возможную скорость транспортного средства, соединив их линиями.
велосипед 600 км/ч
поезд 15
км/ч
самолет 60
км/ч
Отметь в какую из этих скоростей может
развивать белка-летяга при перелете с одного дерева на другое.
11. Допиши в каждую группу название животного, встречающегося в тексте. Напиши в верхней строке название каждой группы животных.
Название группы
____________
|
Название группы
____________
|
Название группы
____________
|
окунь
карась
акула
____________
|
медведь
рысь
лисица
____________
|
уж
варан
гадюка
____________
|
12. Кто из перечисленных в тексте животных
водится в нашей стране?
В какой природной зоне обитает это
животное:
а) в
арктической зоне; б) в
зоне тундры; в) в
зоне лесов; г) в
зоне степей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий