вторник, 17 марта 2015 г.

Задание на каникулы №1.

Прочитай текст. Выполни задания.
Кто без крыльев летает?
Разве бывают такие летуны? Оказывается, бывают, и немало их. Кто бродил по нашим лесам, наверно, видел белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево повыше, растопыривает лапки: между лапками «парус» натянут – складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной высоты. Но не разбивается, а скользит по воздуху на кожистом парашюте. Чем выше старт, тем дальше будет финиш. Стартуя с верхушки большой сосны, белка-летяга может пролететь пятьдесят метров. В конце пути зверек летит со скоростью поезда. Кажется, вот-вот заденет он за дерево и разобьется. Но «пилот» вытягивает вперед задние лапки, становится в воздухе почти вертикально и резко тормозит, «приземляется» на стволе дерева – острые коготки цепляются за кору.
Кто еще летает без крыльев? О летучих рыбах слышали? Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в воздухе на широких грудных плавниках.
Есть и лягушки-«пилоты». Водятся они в Индонезии. На каждой лапке у лягушки по парашюту: пальцы у нее длинные, перепонки между ними широкие, много шире, чем у других лягушек. На этих перепонках лягушка и летает. Правда, лишь сверху вниз, но все-таки летает. Пролетает метров двадцать – в сто раз больше, чем может прыгнуть обычная лягушка.
По соседству с лягушкой-парашютистом в лесах Явы* парит между деревьями летающий дракон. Ящерица такая: пять-шесть ребер у нее, будто на шарнирах, могут раздвигаться в стороны, растягивая кожу, – планер** готов к полету! Ящерица благополучно приземлилась, крылья «автоматически» складываются.
Змея-«пилот» живет тоже в Южной Азии на тропических деревьях. Змея прыгает с дерева, иногда и с двадцатиметрового, и, пролетев косо вниз, мягко приземляется. Перед стартом она вытягивается, как палка, сильно растопыривает ребра. Кожа, натянутая между ними, превращается в небольшой «парашют».



*Ява остров в Малайском архипелаге, в группе Больших Зондских островов; главный экономический район Индонезии.

**Планер (франц. planeur, от planer – парить) – безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под действием собственного веса.


При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1. К какому жанру относится это произведение? Обведи правильный ответ.
а) Сказка;
б) научно-познавательный рассказ;
в) фантастический рассказ;
г) инструкция.

2. Найди в тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Какое животное можно встретить в лесах Явы?». Спиши его.
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены предложения.

3. Почему многие слова в этом тексте написаны в кавычках?

4. Что означает слово парит?
Какие особенности строения тела помогают животным «летать»? Соедини линиями живот­ное и его «приспособление». Обрати внимание: среди «приспособлений» есть одно лишнее.

а) лягушка-«пилот»

плавники
б) летучие рыбы

складка кожи между лапками
в) змея-«пилот»

перепонки между пальцами
г) белка-летяга

складка кожи между ребрами
д) летающий дракон

крылья


5. В каждом абзаце рассказывается о каком-то животном. Например, в первом абзаце упоминается белка. Соответствующая ей
буква г) уже записана в Таблице.
Запиши пункты а)д) в нужной последовательности.
Таблица
1

2

3

4

5

г)







6. В тексте тебе встретились однокоренные слова:
летяга, летун, летает, полет, летучие, пролететь.
Подчеркни слово, которое является проверочным для всех остальных. Выдели орфограммы в остальных словах. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
7. Разбери по составу слово кожистом. Отметь, в какой группе все слова имеют такой же состав:

выходной, переменка, подружка
переход, молчит, раскаты
холодок, морской, тигрята

8. Дополни условие задачи данными из текста и реши ее.
Лягушка-«пилот» может пролететь 20 метров, а белка-летяга – ... метров. Кто пролетит большее расстояние и на сколько?

Решение: ____________

Ответ: ____________

9. Ты прочитал, что лягушка-«пилот» может пролететь 20 метров. Вырази это число в сантиметрах.
20 м = см
Вычисли длину прыжка обычной лягушки, используя данные текста.

Решение: ____________

Ответ: ____________

10. Соотнеси название и возможную скорость транспортного средства, соединив их линиями.

велосипед                   600 км/ч
поезд                 15 км/ч
самолет             60 км/ч

Отметь в какую из этих скоростей может развивать белка-летяга при перелете с одного дерева на другое.

11. Допиши в каждую группу название животного, встречающегося в тексте. Напиши в верхней строке название каждой группы животных.

Название группы

____________
Название группы

____________
Название группы

____________
окунь
карась
акула
____________
медведь
рысь
лисица
____________
уж
варан
гадюка
____________

12. Кто из перечисленных в тексте животных водится в нашей стране?
В какой природной зоне обитает это животное:

а) в арктической зоне;  б) в зоне тундры;  в) в зоне лесов;  г) в зоне степей?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий